В Твери открылась выставка произведений художественной лаборатории стеклозавода «Красный Май»
Октябрь 16, 2023В Оранжерее Тверского императорского дворца открылась фондовая выставка «Триумф стекла», где представлены произведения выдающихся мастеров декоративно-прикладного искусства, связавших свою судьбу и творчество с крупнейшим российским стеклозаводом «Красный Май».
В собрании картинной галереи сложились значительные монографические коллекции каждого из представленных авторов, поскольку многолетнее комплектование наших фондов работами тверских художников было одной из приоритетных задач их пополнения. Таким образом, можно себе представить не только отдельный путь и особенности стиля каждого из них, но и формирование творческой индивидуальности всех авторов. Мы решили показать наиболее значимые и хорошо известные российским зрителям прежних поколений композиции из стекла и хрусталя, некоторые из которых существуют в единственном экземпляре. К сожалению, здесь нельзя не упомянуть о том, что многие мастера уже ушли из жизни, а стеклозавод «Красный Май» – гордость России – прекратил своё существование на рубеже 1990–2000-х годов. Это отразилось на судьбах некоторых художников, для которых утрата любимого завода стала поистине жизненной драмой, и многие из них уже не смогли отдавать себя любимой профессии. Как и большинство текстильных и фарфорово-фаянсовых предприятий нашей страны, «Красный Май» был сметен бессмысленным вихрем жестокого перестроечного времени парадоксальных и часто необоснованных и недальновидных решений. (Когда закончились запасы красителей и исходных материалов для изготовления стекла цветного и сульфидного, то вместо уникального ассортимента завод был вынужден перейти на производство оконных стёкол и трёхлитровых банок.) Всё это повлекло за собой трагические последствия – ведь подобным образом в России были утрачены многие художественные центры, где на протяжении столетий поддерживались высокие традиции русского национального искусства. И сейчас об этом можно только сожалеть. Ведь даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны в посёлке Красномайский жители с детьми холодными зимами собирали хворост и дрова для поддержания необходимой и постоянной температуры в печах, что требуется для варки стекла. Завод выстоял в страшные годы военных действий, а в мирное время был уничтожен, и теперь на его месте остались только руины производственных корпусов.
Экспозиция выставки призвана напомнить о великом наследии, которое всегда будет гордостью Тверской земли и русского стеклоделия.
Вышневолоцкий стеклозавод «Красный Май» был одним из форвардов отечественной стекольной промышленности на протяжении нескольких веков, еще со времен его основания в 1859 году купцами Болотиными. Тогда он был известен как Ключинский. Это был старинный очаг стеклоделия с потомственными стекловарами и мастерами. Отличительной стороной производственной деятельности предприятия являлось наиболее сложная и трудоёмкая отрасль стекольного дела – изготовление цветных стёкол. В 1850-1860-е годы здесь получает распространение роспись изделий золотом, эмалями, люстром, силикатными красками, а также техника варки двух- и трёхслойного стекла. По всей России были в ходу знаменитые болотинские лампы, корзинки, вазы, украшенные фирменными многослойными оборками, которые являлись отличительным знаком их продукции. Болотинские мастера изготавливали стекло удивительных насыщенных оттенков широкой цветовой палитры, имея при этом свои секреты и рецепты их составов, передававшиеся по наследству.
В 1959 году «Красный Май» начинает осваивать производство сульфидно-цинкового стекла – абсолютно нового материала, с некоторыми моментами изготовления которого были знакомы ещё ключинские мастера. Основная технология его была разработана в Ленинграде инженерами-химиками Е.А. Ивановой и А.А. Кирьененом. Рецепт этого материала был предложен многим заводам и на некоторых испробован, например, на Дятьковском хрустальном заводе (Брянская область). Однако он прижился и получил дальнейшее развитие лишь на «Красном Мае». Вышневолоцкий завод стал единственным не только в стране, но и в мире центром создания «русского чуда» – сульфидного стекла, при варке которого в горячую стекольную массу добавляют оксиды металлов и сульфиды цинка. Этот новый материал закрепился в широком заводском ассортименте. Все члены Художественной лаборатории подошли к созданию работ из сульфидного стекла индивидуально, изучая при этом его свойства прямо в цехе у печи. Это стекло привлекало своими волшебными возможностями: в зависимости от температуры нагрева стекло меняет свой цвет, оттенки и его интенсивность, что придавало каждому изделию уникальную неповторимость. Изделия из него были красивы и неожиданны в своем образно-пластическом и колористическом решении. Они расходились в стране миллионными тиражами.
Но это не означает, что процесс создания произведений был лёгок. Он требовал научного знания и освоения многих технологических приёмов, а также длительных экспериментов, которые не всегда бывали удачны. Художник мог работать над одним образцом долгое время непосредственно у печи, добиваясь желаемого результата.
Появившееся на отечественных выставках в 1960-е годы красномайское стекло произвело колоссальное впечатление на посетителей и специалистов, а творчество «красномайцев» получило восторженные отзывы и признание их новаторского таланта. Кроме того, стекло получило и мировое признание: почетные грамоты, дипломы, первые премии на всемирных выставках стекла в Италии, Франции, Бельгии, Канаде, Чехии и др.
У истоков работы с сульфидно-цинковым стеклом на «Красном Мае» стояла Светлана Бескинская (1930-1986). Её вклад в развитие и внедрение в производство нового материала невозможно переоценить. На выставке представлены композиции «Большой праздник», «Балясины» и комплект «Горошки». Произведения художницы характеризует виртуозное владение сложнейшими техниками декорирования стекла и хрусталя, а также высокая художественная культура, основанная на традициях русского стеклоделия, в том числе и ключинских мастеров.
Силко Анатолий Максимович (1927-2003) (некоторое время – главный художник завода) посвятил всю свою жизнь работе на «Красном Мае» и одним из первых стал создавать образцы из сульфидного стекла. Им созданы такие известные произведения, как «Красная лента», «Олимпийский», «Урожай», которые украшают экспозицию нашей выставки.
Виктор Яковлевич Шевченко (1935-2012) приехал на «Красный Май» с Дятьковского хрустального завода, поскольку стремился работать с сульфидным стеклом, а это было возможно только на вышневолоцком предприятии. Его опыты увенчались грандиозным успехом. В зале Оранжереи можно увидеть хорошо известные по выставкам и публикациям произведения «Перекати-поле», «Новолуние» и «Морская». Автор работал над возможностью сочетания прозрачного предмета с рельефным декором. Он использовал пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности. Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности и динамичной живой форме, что способствовало богатству возможных трактовок образов и постижению логики и напряженности природных форм.
Владимир Гаврилович Хролов (1935-1984) на протяжении всей жизни изучал возможности гутной техники, и творчество его подпитано огромной любовью к миру и русской природе. Его живописно-пластические, наполненные сказочным настроением и мягким юмором произведения (декоративный чайник «Петушок», композиции «Флейта» и «Полосатый») выполнены с безупречным мастерством и индивидуальной трактовкой образа. «Своим творчеством и талантом Владимир Хролов исповедовал народное понимание красоты как естественности, ясности выражения, и был в этом смысле подлинно народным художник» – так писала о нём искусствовед Е.Г. Рачук.
Людмила Александровна Кучинская (род. 1944) отдала много лет активной работе в Художественной лаборатории завода. Как и все остальные, она работала как над тиражными произведениями, так и над музейными выставочными образцами. На выставке можно видеть хорошо известные вазы «Старый парк», «Красные поля», композиции «Застава» и «Фиеста». Все произведения Кучинской несут сильный эмоциональный заряд, чему способствуют необыкновенная колористическая гамма и обилие техник декорирования, что позволяет её изделиям сразу привлекать к себе внимание и торжественно звучать в экспозициях разного рода.
Алексей Иванович Новиков (1940-1997) – один из потомственных стеклоделов завода, получивший в дальнейшем профессиональное образование. Круг его возможностей как художника был обширен: он работал с хрусталем (был прекрасным гравировщиком), с цветным и сульфидным стеклом. На «Красном Мае» он считался одним из лучших интерпретаторов художественной шлифовки накладного стекла и хрусталя. В сфере декоративного искусства 1970 – 1990-х годов этот мастер занимал особое место благодаря разнообразным пластическим и колористическим приёмам, которые он использовал даже при создании изделий массового заводского ассортимента (что позволяет назвать их предметами искусства).
Сергей Алексеевич Коноплев (1936-2018), предки которого работали на Ключинском заводе, имел авторитет великого труженика и экспериментатора и часто, помимо упорной работы с сульфидно-цинковым стеклом, обращался к старым техникам (например, миллефио́ри). Его декоративная пластика, вазы и комплекты оставляют ощущение «застывшего мгновения красоты», что дополнено интересными и сразу привлекающими к себе колористическим находками.
В последние годы существования завода в Творческую лабораторию пришел талантливый молодой художник Сергей Евгеньевич Невинницын (род. 1961). В некоторых его композициях прослеживаются традиции японского декоративно-прикладного искусства – лапидарного, сдержанного и утонченного. Комплект «Чайная церемония» настраивает зрителя на созерцание прекрасного: лаконичная форма и гладкая фактура служат фоном лирическому аккорду композиции – цвету с включениями пёстрых сульфидных мазков, разливающемуся по поверхности всех предметов ансамбля.
Выставка посвящена замечательным художникам, без которых был бы невозможен высокий авторитет российского стеклоделия второй половины ХХ столетия. Она дает широкое представление о богатых художественно-образных возможностях этого материала, которые никогда не будут исчерпаны. Разные по регистру своего таланта и мировосприятия, все художники «Красного Мая» оставили яркий след в отечественном искусстве. И хотя завод прекратил свое существование, задача нашей выставки – напомнить о блистательном периоде его существования (1960-е – 1990-е годы) на примере творчества очень разных, но необыкновенно талантливых людей, одинаково преданных любимому материалу – стеклу.
В экспозиции выставки также представлены живописные произведения художников второй половины ХХ века, написанные в основном в окрестностях Вышнего Волочка (Дом творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина»), а также в других живописных уголках России. Пейзажи, натюрморты Николая Андреевича Комиссарова, Владимира Ивановича Москаева, Вячеслава Фёдоровича Шумилова, Ольги Григорьевны Светличной, Бориса Владимировича Федорова и др. по своему образному содержанию перекликаются с композициями из стекла и создают общую атмосферу искусства того времени.
Источник: gallery.tverreg.ru
Похожие новости: