Стекольщики держат удар на прочность.

Май 29, 2009

В докризисный период стекольная промышленность развивалась темпами, превосходящими средние по экономике в целом. Довольно успешным стал и 2008 год, но уже в его конце из-за троекратного падения цен на листовое стекло большинство выпускающих его заводов начали работать в убыток. Сейчас же в этом сегменте больше шансов на возрождение объемов производства имеют предприятия, работающие по более прогрессивной флоат-технологии.

В 2008 году выручка ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод», входящего в состав крупнейшего японского концерна Asahi Glass, увеличилась на 4,3% по сравнению с 2007 годом и составила 6 513,085 млн рублей. Как сообщила пресс-служба предприятия, являющегося основным поставщиком стекол для автопрома России и СНГ, за 2008 год себестоимость продукции завода выросла на 19,5% по сравнению с аналогитчным периодом прошлого года, при этом выручка предприятия составила 3683,5 млн рублей, чистая прибыль — 1168,4 млн рублей, прибыль до налогообложения — 1587,7 млн рублей, а прибыль от продаж — 1428 млн рублей.

Однако теперь о росте доходов на время приходится забыть. Из-за спада в автопроме уже в декабре Борский стекольный завод был вынужден останавливать производства. А на его позициях крупнейшего в России производителя строительного стекла серьезно отразился спад и в этой отрасли.

Всего за 2008 год в России было произведено примерно 5,249 млн кв метров закаленного стекла, что составило 104,2% к 2007 году. Как отметил в комментарии BFM.ru ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, российский первичный рынок автостекол (закупки автопроизводителями) можно оценить в 2,2–2,5 млрд рублей, вторичный рынок — в 1,5–1,7 млрд рублей. При этом первичный рынок автостекол сократился вслед за уменьшением производства автомобилей примерно на 40-45% по сравнению с докризисным периодом.

Как считает завотделом стандартизации и испытаний Института стекла Александр Чесноков, если в 2008 году рост производства на предприятиях стекольной отрасли составил примерно 5%, то в этом году им не избежать 10%-го падения.

Что касается стеклянной тары, то ее изготавливают примерно 50 заводов, объемы производства на которых в 2008 году выросли на 12,4% до 12,1 млрд штук. Столь быстрый рост был обеспечен увеличением спроса на стеклянную пищевую тару на уровне 10–15% в последние годы. Однако, по данным Росстата, в январе-феврале этого года производство бутылок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 19,5% (до 723 млн шт.).

«В начале прошлого года цены на листовое стекло выросли на 20%, но затем они резко упали, и по году это падение достигло троекратных величин, в результате чего большинство предприятий работало в последние месяцы прошлого года и в первые месяцы этого с отрицательной рентабельностью. Однако они были вынуждены продолжать работу в убыток, так как специфика производства состоит в том, что остановить его просто так нельзя ввиду того, что возобновление потом обойдется очень дорого, — отмечает Александр Чесноков. — Сейчас ситуация немного стабилизировалась, и хотя никто из производителей не озвучивает таких цифр, полагаю, что рентабельность производства листового стекла близка к нулю».

«В настоящий момент основные предприятия, производящие автостекло, сосредоточены на своем выживании, поскольку поставки на вторичный рынок также сократились на 20–25%», — согласен с Чесноковым Дмитрий Баранов.

По мнению Александра Чеснокова, в относительно предпочтительном положении сейчас оказались ведущие российские предприятия, работающие по более прогрессивной флоат-технологии. В их числе, помимо Борского стекольного завода, подконтрольный Asahi Glass C «Клинский стекольный завод—Химлаборприбор», Раменский стекольный завод (принадлежит входящей с 2006 года в группу NSG компании Pilkington Glass), «Гардиан Стекло Рязань» (девятый европейский и первый российский проект американской корпорации Guardian Industries, крупнейшего производителя флоат-стекла в Северной Америке и третьего по величине игрока мирового стекольного рынка), а также независимые производители «Саратовстройстекло» и «Салаватстекло».

Напротив, такие предприятия, как старейший российский завод в Курлово «Символ», «Магнитогорский стекольный завод—МАСТ», тверской «Востек», Бытошевский стекольный завод и входящий в группу компаний Star’Glass Чернятинский стекольный завод (компании также принадлежит завод «Стеклофара» в подмосковной Запрудне и клинцовский завод KlZTA, экспорт в 39 стран), которые работают по методу вертикального вытягивания стекла, оказались в незавидном положении. «Состояние этих предприятий сложное, и если кризис затянется, то их шансы на выживание невысоки», — считает Александр Чесноков.

По словам Дмитрия Баранова, сейчас иностранные производители занимают примерно 20-23% рынка (основные зарубежные участники — AGC, Pilkington и Saint Gobain), а остальная часть делится между нашими производителями, крупнейшие из которых «Саратовстекло» и «Салаватстекло». В производстве листового стекла, считает Александр Чесноков, иностранный капитал контролирует примерно 60% производства.

«Пока о консолидации речь не идет, потому что на это тоже требуются деньги, а их сейчас в отрасли нет. Какие-то совсем мелкие производители могут уйти с рынка сами, потому что не переживут кризиса, остальные постараются забрать их долю себе», — предполагает Дмитрий Баранов.

По его словам, экспорт автостекла составляет не более 5–10%. Импортные поставки также не превышают этих значений и в основном все производимое автостекло потребляется у нас. Эксперт отмечает, что перспективы у отечественных стекольных заводов, безусловно, есть, потому что у них уже сформировался свой круг клиентов, они занимают определенную долю рынка и их техническое состояние по большинству позиций не хуже, чем у иностранных производителей.

С ним согласен и Александр Чесноков. «Наше стекло поставляется не только в СНГ, но и в западные страны и это где-то 10% всего производства. А к нам поставки идут из Киргизии, Польши, Чехии, Англии — и это был тоже примерно такой же процент. Но сейчас доля импорта сильно меняется от месяца к месяцу. В начале года был момент, когда импорт вообще прекратился, а сейчас он возобновился в небольших объемах», — говорит специалист, отмечая, что лучшие отечественные производства вполне конкурентоспособны и по мере роста рынка опять нарастят выпуск продукции.

Стоит отметить, что специалисты ИАК «ВладВнешСервис» зафиксировали, что в первом квартале текущего года среди машиностроительной продукции есть и растущие позиции, которые предназначены для стекольной индустрии. Так, внутрироссийские продажи машин для изготовления и горячей обработки стеклоизделий (код ТН ВЭД 8475290000) составили впечатляющую сумму в 148 млн долларов, а темпы прироста по сравнению с первым кварталом 2008 года — 212%. Также в первые три месяца устойчиво увеличивался импорт форм для отливки стекла. «Ускоренный ввоз этого оборудования должен в скором будущем повысить конкурентоспособность продукции нескольких стекольных предприятий», — отмечает гендиректор ИАК «ВладВнешСервис» Жанна Мартынова.

Однако, как считает Александр Чесноков, этот рост идет в основном за счет исполнения старых контрактов и касается оборудования для выпуска стеклянной тары, а не листового стекла.

При этом Дмитрий Баранов указывает, что если продукция стекольных заводов России становится все более конкурентоспособной, то отечественное оборудование для производства стекла утрачивает свои позиции на рынке. «О каком импортозамещении можно говорить? Наоборот, отечественные машиностроители, выпускавшие оборудование для стекольной промышленности, теряют свою долю. И ее забирают иностранные поставщики, потому что их продукция во многом производительнее и энергоэффективнее нашей, а также более продвинута в техническом отношении», — сожалеет эксперт.

Источник: BFM.RU


Похожие новости:


Поделиться новостью:Версия для печати:

Печать Печать


Сохраните ссылку на эту страницу:
QR Code: Стекольщики держат удар на прочность.
Вы можете сохранить ссылку на эту новость в своем мобильном устройстве. Большинство современных мобильных устройств имеют либо встроенный сканер, либо поддерживают программы для сканирования QR-кода.