В Петербурге никто не занимается утилизацией стеклотары.
Июнь 23, 2009Каждый день в Петербурге продаются и выпиваются десятки тысяч бутылок пива и прохладительных напитков. Мало кто задумывается, что происходит потом с самими бутылками – их просто выбрасывают. А после каждого праздника в городе стеклотару вывозят грузовиками. Между тем стекло практически не разлагается, и бутылка на свалке или в лесу может пролежать до миллиона лет. Проблемой этой озабочены многие, но, как выясняется со слов чиновников и экологов, как ее решать – неизвестно. Городские власти, как ни странно, не содействуют проектам утилизации стеклотары.
В России ежегодно производится около 10 млрд стеклянных бутылок. Повторно же используется и утилизируется менее 50% тары, остальная часть закапывается вместе с мусором на свалках, где разлагается до миллиона лет. Что с этим делать, обсуждали сегодня на круглом столе в пресс-клубе “Зеленая лампа”.
Сдача бутылок когда-то была обычным делом для среднестатистического горожанина, в пункты приема стеклотары поступало до 90% использованных бутылок, за каждую из которых можно было получить около 20 копеек, то есть стоимость буханки хлеба. Теперь бутылка стоит от 70 копеек до рубля. Что делает сдачу непривлекательной даже для бездомных, ведь пункт приема надо еще поискать. А с этим в Петербурге проблемы.
Налаженной системы по сбору и утилизации стеклотары в Санкт-Петербурге не существует. Хотя теоретически прием бутылок может быть выгоден.
Представитель экологического движения “Мусора больше нет!” Ольга Осипова рассказала, что они договариваются с дворниками, которые собирают и сортируют бутылки. Далее приезжает так называемый экомобиль и покупает у них стеклотару по рублю. Далее бутылки доставляются средним поставщикам, где продаются за 1,40 рублей, а затем перепродаются уже, например, заводу “Балтика” по цене 2,25 руб. “Получается такой мелкий опт. В принципе, этих 40 копеек хватает, чтобы оплатить машину и водителя” – сообщает Ольга.
Сейчас движение пытается наладить связь с местной администрацией. “Они, как всегда, сначала очень обрадовались, но довести до какого-то финала не получается. Пока что наш проект, который существует уже два года, – это благотворительность, мы уходим в ноль. Мы за то, чтобы вторичные ресурсы вовлекались в хозяйственный оборот. Если бы мы не были такими оптимистами, мы бы этим не занимались”, – констатировала Осипова.
Пивоваренные заводы, как рассказал заместитель директора по закупкам пивоваренной компании “Балтика” Станислав Шитков, заинтересованы в приеме стеклотары. Вторичные ресурсы дешевле новых на 20%. В Петербурге, удивляется он, доля возвращаемой тары ниже, чем в других городах. Например, в Самаре процент вторично используемых бутылок равен 48%. Как говорит Шитков, “виновата местная администрация, видимо, в Петербурге ее давление сильнее, чем в других городах, или просто нет людей, которые вложили бы в это деньги. Что еще хуже, наблюдается негативная тенденция по снижению этого и так малого показателя”. У завода есть два варианта: перейти на одноразовую упаковку или увеличивать процент используемых вторично ресурсов.
Но даже те пункты, что создают энтузиасты, находятся, как правило, в подвальных помещениях, сопровождаются грязью и зловонием. Ведущий специалист отдела районного хозяйства Приморского района Ольга Австрийская говорила, как часто поступают жалобы от жителей по поводу грязи, разведенной вокруг пунктов приема стеклянных бутылок. “Администрация посылает предпринимателям запрос об уборке территории, они не принимают никаких решений, тогда пункты приходится закрывать”, – говорит она.
Администрация расценивает подобные “ларьки” как бизнес, следовательно, и поддержание чистоты полностью возлагает на предпринимателей. Частники же, наоборот, видят в местных властях своих непосредственных врагов. “Основная наша проблема – администрация. Нет никакой уверенности, что открытый сегодня пункт завтра еще будет работать, – рассказывает предприниматель Владимир Космачев. – В администрацию поступит жалоба, и ларек будет закрыт. Должна быть какая-то договоренность, нужно хотя бы советоваться с предпринимателями”. Космачев рассказал, что поставил в городе пять специальных ларьков стоимостью по 100 тысяч рублей каждый, соответствовавших всем требованиям, но и их деятельность была приостановлена.
Еще один предприниматель, пытавшийся наладить сеть пунктов приема стеклотары, Ибрагим Каримов нашел это занятие невыгодным – привлекательность сдачи бутылок для населения мала, затраты на транспортировку стеклотары большие, а аренда помещений стоит недешево. Хотя прибыль, по словам Каримова, все же есть. Он предлагает следующие методы: повысить цены за бутылку, создать социальную рекламу и создать развитую структуру пунктов приема посуды в шаговой доступности. “Проблема к тому же осложняется государством. В первую очередь вопрос в сдаче помещений. Надо разработать программу по выделению льготных условий по аренде помещений. Город и так оплачивает вывоз мусора на свалки. Организованная сдача бутылок уменьшит эти затраты”, – отмечает он.
В Смольном пару лет назад пытались организовать селективный сбор мусора, который помог бы отфильтровывать стеклянные бутылки и банки. Но установка контейнеров для раздельного сбора мусора никакого результата не принесла – их было относительно немного, баки на многих площадках пришли в негодное состояние, да и не привыкли наши граждане сортировать мусор.
Станислав Шитков из компании “Балтика” кивает на опыт зарубежных стран. “Вот, например, Украина. У них процент использования вторичных ресурсов равен 82%. Притом пункты приема стеклотары у них выглядят очень даже прилично. Это обычные ларьки, и идут туда нормальные граждане”, – рассказывает он. Шитков утверждает, что “Балтика” готова поддерживать рынок вторичной стеклотары. Применение многоразовой транспортной упаковки, заключение долгосрочных контрактов, информационная поддержка, совместная работа над повышением качества собираемого стекла, вывоз стекла с удаленных складов, совместное бизнес-планирование, обмен лучшей практикой между участниками рынка, знакомство с зарубежным опытом – все это предлагает компания.
Сейчас “Балтика” проводит конкурс на лучший агитационный плакат, призывающий сдавать бутылку. Хотя социальной рекламой “Балтика” не занимается. “Пустить ролик по телевизору – может быть, это и эффективно, но я боюсь, что люди решат пойти сдать бутылку, а пункт приема не сформирован. Так что сначала надо решить эту проблему организации”, – поясняет Станислав Шитков. Он также рассказал о недавнем проекте компании: “Мы установили по городу 60 специальных кассетных контейнеров, чтобы туда можно было выбросить лишь бутылки. Через неделю мы не обнаружили ни одного контейнера! И это из 60! А ведь были потрачены существенные деньги”.
Низкую культуру населения Ольга Австрийская считает главной проблемой. Что говорить о пунктах приема пустых бутылок, когда многие просто оставляют их на улицах, а иногда и разбивают вдребезги.
Лишь после официальной части участники стали обсуждать совместные будущие действия. От Ольги Австрийской прозвучали предложения встретиться на местном уровне и обсудить, как заниматься проблемой. Все участники показали, что видят причины нефункционирующей системы, но главное, чтобы за таким осмыслением следовали бы конкретные действия. Ведь, как показывает опыт эколога Ольги Осиповой и предпринимателей, пока найти общий язык с администрацией непросто.
Источник: закс.ру
Похожие новости: