Осколки прежней роскоши. Наша стекольная промышленность сегодня буквально разбита вдребезги.
Декабрь 23, 2009В современном мире на первую роль выходят технологии и передовые знания. Конечно, можно жить и продажей сырья. Но только тот, кто использует передовые технологии, определяет, где и какое сырье требуется. Увы, почти все капиталы в современной России сделаны за счет распродажи созданного либо природой, либо прежними поколениями. Одним из примеров разрушения целой отрасли служит ситуация в стекольном производстве. Речь идет не о массовом производстве бутылок, в котором сегодня на Северо-Западе РФ лидирует, кстати, турецкая корпорация. Хотелось бы рассказать об уничтожении уникальных стекольных производств, которые выпускали высокотехнологичную продукцию.
Завод «Красный Луч» находится в одноименном поселке в Псковской области. Он был основан в 1905 году и выпускал тогда стекла для керосиновых ламп. При советской власти завод специализировался на производстве специального цвето-технического стекла. Все железнодорожные семафоры и фары самолетов были оснащены цветными стеклами для создания мощных и густоокрашенных световых сигналов.
Создание специальных сортов стекла – это настоящее искусство и сложная технологическая задача. Строгие требования по светосиле, равномерности светорассеивания и прочим характеристикам, необходимым для работы в различных режимах на долгий период времени, – это залог безопасности сотен тысяч людей. Завод работал даже во время войны – немцам тоже была нужна такая продукция.
Топливом заводу служил газ, получаемый из торфа – вокруг лежат бескрайние Полистовские болота. В советское время проблема себестоимости никого не волновала – важнее было наличие запланированного количества продукции. Это расточительство больно ударило по всей стране, и по заводу тоже. Хотя завод и смог выжить в 1990-е и даже в первые годы XXI века. Все надежды заводчан были на газопровод, который прошел всего в 13 км от них. И если бы эту нитку проложили не в 2009 году, а хотя бы на пару лет раньше, может, и обошлось бы. Но произошло то, что заводчане совсем не ожидали, – они стали игрушкой в чьих-то богатых руках.
И завод встал. Знающих и умеющих специалистов уволили, оставив охрану и работников склада. Да, предприятие стоит не в самом лучшем месте. Может, и оборудование не самое современное. Но кто заставлял его покупать? Ведь наивно рассчитывать, что завод сам, без усилий нового хозяина, будет стекло «выпекать»...
Вот и остался целый поселок без работы, а в России теперь нет завода, производящего цветные стекла. Пока еще распродают старые запасы со склада, а впереди – пустота и свет китайских фонариков, которые светят как хотят: у каждого своя цветовая гамма. Есть, конечно, украинские стекла, которые лучше китайских, но тоже «недотягивают» до прежних нормативов. А если вдруг где-нибудь ночью машинист железнодорожного состава неправильно «прочитает» сигнал, преломленный кривым, легко бьющимся и не держащим цвет стеклом, – может произойти крушение.
Еще один пример аналогичного подхода к старому предприятию – уничтоженный завод художественного стекла в Санкт-Петербурге. Он был создан в трудном 1949 году как экспериментальная база для выпуска высокохудожественных сувенирно-подарочных изделий из бесцветного и цветного хрусталя с алмазной гранью и гравировкой. Но в результате неумелого управления и кризиса 1990-х прекратил свое существование уже в 1997 году. Разбитые печи и корпуса выставили на продажу. Ведь для кого-то предприятие – это всего лишь три гектара инженерно подготовленной земли почти в центре города.
Есть загубленные стекольные заводы и в Ленобласти. Больше других жаль «Дружную Горку». Уникальный стекольный завод, основанный в 1801 году промышленником Риттингом, долгие годы производил эксклюзивную лабораторную посуду. Практически все научные и химические лаборатории нашей страны были оснащены продукцией этого завода. Принадлежащий государству, в современных условиях он оказался ему не нужен – только головная боль для чиновников.
Поэтому предприятие решили акционировать. В августе 2006 года это произошло, а спустя всего пять месяцев завод объявили банкротом. Оборудование разрезали, печи разрушили. Арбитражный управляющий живет в Хабаровске и практически не бывает в «Дружной Горке». По словам депутата областного Законодательного собрания Виктора Ворогушина, работавшего одно время директором завода «Дружная Горка», от прежнего коллектива остались около 50 человек, которые занимаются временными подработками: выдувают из стекла дешевую «сувенирку».
Причина всей этой разрухи, скорее всего, проста – 17 гектаров инженерно подготовленной земли с железнодорожной веткой. В результате на месте бывшего завода, скорее всего, построят склады или организуют примитивное производство ширпотреба, окончательно похоронив уникальные технологии и знания.
Еще одно предприятие в Ленинградской области, которое не пережило 1990-х годов, – стекольный завод в Торковичах. Уже в 1899 году это был достаточно крупный стекольный завод Ликфельда, а в 1905 году на нем работали около тысячи человек. Для производства медицинской и парфюмерной стеклянной тары использовался местный недорогой кварцевый песок.
В 1990-е здесь организовали нелегальный розлив спиртосодержащей жидкости, печально известной «красной шапочки» (по цвету пробки). А когда запахло жареным, завод просто подожгли, заметая следы. Сейчас на бывшем предприятии уничтожено все оборудование, разрушены все печи – здесь можно фильмы про последствия войны снимать.
Другая судьба постигла еще один необычный стекольный завод в новгородском райцентре Чудово. Он был основан в 1876 году К. Рингенбергом для изготовления стекол для керосиновых фонарей (как и «Красный Луч»). А когда в 1889 году его купил И. Е. Кузнецов, завод выпускал уже не только стекла, но и стеклянную посуду – фужеры, сахарницы, кофейники, молочники и т. д. В советское время завод носил имя «Восстание» и продолжал выпускать стеклянную и хрустальную посуду.
Теперь здесь разместилось производство, в принципе имеющее что-то общее со стеклом, – завод по производству минеральной ваты URSA. Разумеется, для изготовления стекловаты не нужны художники и стеклодувы. Так что представители этих профессий вынуждены были либо покинуть Чудово, либо переквалифицироваться на другие специальности.
Конечно, закон рынка суров: нерентабельные производства надо закрывать, в убыток работать нельзя. Но, увы, найти правильные решения смогли не все руководители заводов. Одни долго боролись, другие быстро сдались, а третьи просто разорили и выгодно продали бывшие заводы. А ведь потребность в продукции, которую выпускали эти заводы, есть, и она замещается экспортом из других стран. Порой низкого качества, часто по высоким ценам. Теперь, потеряв специалистов, технологии и рынки сбыта, наверстать упущенное практически невозможно. Не исключено, что мы даже будем продавать свой кварцевый песок, для того чтобы потом купить произведенное из него стекло.
Или в лучшем случае наладим производство под управлением тех, кого всегда считали представителями третьих стран. Те же турки, став собственниками на Покровском стекольном заводе в Вологодской области, наладили производство. Они же подняли приведенный прежними хозяевами к банкротству Киришский стекольный завод.
Татьяна ХМЕЛЬНИК
Источник: Издательский дом “С.-Петербургские ведомости”
Похожие новости: