Пошло стекло!
Май 7, 2008Мэр ЗАТО показал журналистам бутылочки
В последний рабочий день перед праздниками мэр ЗАТО Северск Николай Кузьменко пригласил редакторов северских СМИ и «Томского вестника» на экскурсию в поселок Самусь. В этот день заказчикам были отгружены первые партии продукции «Северскстекла», поскольку предприятие уже получило гигиенические заключения для пищевого стекла. География поставок – предприятия Томска, Новосибирска, в планах – Дальний Восток. До вчерашнего дня за Уралом аналогичную продукцию выпускал только Новосибирск, сегодня за дело взялся Северский стекольный. Пока упаковки везут машинами, уже рассматривается другой – более экономичный - путь отгрузки и получения сырья по реке в навигацию.
Поселок речников жил своей обособленной жизнью до тех пор, пока не стал называться внегородскими территориями ЗАТО Северск. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда в 2000 году отменили пятую статью в Законе о ЗАТО, государство решило подсластить жизнь северчан и выделило, как выразился Николай Иванович, в качестве «пряника» деньги на финансирование перспективных проектов. К тому времени, после ряда проведенных исследований туганского песка, стало известно, что он прекрасно подходит для производства стекла, и его залежи находятся всего в 70 километрах от предполагаемого места строительства завода. Так появился проект стекольного производства в поселке Самусь, на который с легкой руки Кузьменко были выделены первые 78 млн. рублей бюджетных денег. Потом подтянулись инвесторы, даже поменялись за эти долгих семь лет, и вот наконец стеклозавод запущен. Пошло стекло!
Вход запрещен
Самую первую бутылку с конвейера Николай Иванович взял с собой в кабинет и несколько дней показывал тем, кто еще не был на заводе – это гордость. Чего греха таить, были времена, когда мало кто уже верил в успех данного предприятия. Слишком много неожиданностей, сюрпризов уготовило сложное и доселе невиданное в этих краях стекольное производство. Только с плавильной печью сколько проблем было… А Кузьменко верил, тем дороже оказалась для него именно эта – первая – бутылка.
Сегодня на двух линиях изготавливают два вида продукции – бутылка объемом 0,5 л и баночка. Генеральный директор Андрей Дудоладов провел нас в пультовую стекловара - туда, куда, по его словам, посторонним вход запрещен. Но какие же мы посторонние, когда с нами мэр – отец родной всего этого производства. Помнит, как забивали сваи, по кирпичикам складывали эту чудо-печь… Пультовая – это сердце стеклозавода. На мониторе – видеокамера, установленная внутри печи. Можно наблюдать за процессом кипения, бурления круглосуточно. На другом компьютере, с помощью которого идет управление процессом, закладываются все параметры, отслеживается температура в печи на каждом участке. Технолог контролирует качество стекла. Если стекло «холодное» - можно добавить градус, изменить состав, добавить компонентов для плавкости или тягучести. Система заданных параметров поддерживается автоматически. В день печь «съедает» 160 тонн сырья и выдает на гора минимум 140 тонн стекольной массы.
Стекольное производство – это абсолютно новая отрасль для области, новая стезя для потомственного поселка речников.
- Теперь в Самуськах помимо привычных профессий вроде матроса-моториста появятся новые, другие, например, стекловар, - отмечает перемены Николай Кузьменко. - У молодежи появилась перспектива. Женщины, которые годами сидели без работы, получили рабочие места.
Средняя заработная плата на предприятии составляет 13 500 рублей (и это без премий, которые предусмотрены в дальнейшем). Несколько узких специалистов-стекловаров пригласили с родственного предприятия – Томского электролампового завода, они обучают профессии новичков. Несколько человек пришли из политехнического университета, где есть специальность «Технология тугоплавких неметаллических материалов и нанотехнологий» (раньше она назвалась «Стекло и ситалы»), приняли на работу выпускников 10-го и 32-го училищ Северска. Завод работает в четыре смены, 270 рабочих, но штат сформирован пока не полностью.
Экскурсия по цеху проходит без слов. Здесь настолько шумно, что рабочим выдают беруши. Сама печь находится на высоте нескольких метров: ножи отрезают красное расплавленное стекло парными каплями, которые по желобу падают в пресс-формы, и готовые бутылочки дружными вереницами выстраиваются в ряд, на охлаждение, опрыскивание, затем по линии идут на выбраковку. Несмотря на то, что производство новое, процент брака невелик – до 15 процентов. Специальный счетчик показывает: с восьми утра до нашего прихода было выпущено 8 722 бутылки. 70 «капель» в минуту из одной печи (плюс 70 - из второй) выскакивают и превращаются в прозрачную стеклотару. Единственная ручная работа на производстве – одеть термоусадочную пленку на груженый доверху поддон с бутылками высотой в человеческий рост. Все остальное автоматизировано.
Вот они - ряды готовой продукции. На боку каждой упаковки указан завод-изготовитель: «Северскстекло». Николай Иванович подсказал гендиректору Дудоладову:
- Надо на этикетки и герб Северска поместить.
Вполне логично.
Предприятие сразу было построено с учетом перспектив на дальнейшее расширение: в течение года намечен плановый запуск второй очереди по производству темного стекла, которое больше всех ждет директор «Томского пива» Иван Кляйн. Прозрачные светлые бутылки в производстве пива, увы, не востребованы.
Мегапроект в Нью-Самуськи
Следующий завод – Самусьский судоремонтный и судостроительный. Когда всего несколько лет назад я была здесь, в цехе шли в основном только ремонтные работы. По центру стояла пара барж… Это были не лучшие времена для самусьчан. Сейчас яблоку упасть негде. Количество работающих выросло со 120 человек до 500. Плюс еще сто работают вахтовым методом.
Здесь, прямо на территории завода, раскинулся вахтовый поселок – с десяток вагончиков для временных рабочих. На первом кто-то написал «Проспект трудящихся роботов, корпус 1, дом 1». И в этом – сермяжная правда судостроительного. Работа кипит, сейчас в цехе строится семь новых объектов по пяти проектам: пассажирский теплоход для Ямало-Ненецкого автономного округа, два дебаркадера для Ханты-Мансийска, две баржи для Газпрома, плавучий завод по переработке отходов. Все позиции цеха заняты. Если раньше завод выживал и перебивался в основном ремонтами, то теперь их доля составляет всего 17 процентов. 64 процента заказов – это «новостройки» судов.
Помните, когда Кузьменко сказал про самусьчанок, которые годами сидели без работы? Они теперь и здесь, среди судостроителей. Вот сварщик снимает каску, вытирает пот со лба… Оказывается, это девушка.
- Они у нас ставят рекорды, - с гордостью в голосе сказал гендиректор завода Александр Комарчев, - в позапрошлом месяце лучшая сварщица получила почти 40 тысяч рублей.
Люди зарабатывают, заказчики получают суда. Объемы работ таковы, что руководство думает, как расширить цеха, дооснастить, чтобы иметь возможность брать и обрабатывать больше заказов.
- Недавно губернатор вернулся из Казахстана, где убедился, что у наших соседей есть большие потребности в строительстве судов, там есть потенциальные заказчики, - пояснил Николай Кузьменко. - Кресс поставил задачу не просто удвоить, а на порядок увеличить возможности завода. В ближайшее время будет разработана отдельная программа по реконструкции судостроительного.
Первый проект, который потряс наше воображение, – плавучий причал. Это махина, в которой предусмотрены зал ожидания, буфет, кассы, туалеты, багажное отделение, каютные комнаты для команд. Со стапелей этот красавец сойдет полностью упакованным, вплоть до постельного белья и полотенец. Срок сдачи – конец мая. Как метко сказал кто-то из наших: «Абрамович отдыхает». Это не название, это реплика.
Но самый главный сюрприз, как выразился генеральный директор Комарчев, мегапроект, был оставлен на десерт. Сказать, что это - яхта для Казахстана, значит ничего не сказать. Белоснежный лайнер с двумя бассейнами и еврооснащением.
- Ничего подобного на Самусьском судостроительном еще не делали, но мы рискнули, - пояснил гендиректор, проводя нас по лесам, опоясывающим будущее судно. - Проект интересен и сложен. Слой за слоем корпус шпаклюется и будет выведен до автомобильного качества поверхности - работу ведут москвичи.
Первый корабль, где все трубы сделаны из нержавейки, основное оборудование – импорт. Внешний вид обеденной зоны салона на цветном фото – словно сошел с обложек глянцевых журналов. Деревянную мебель планируют заказать в Италии, иллюминаторы для капитанской рубки - в Испании… Благодаря этому проекту на заводе был воссоздан отдел по международной деятельности, налажена работа с таможней. Сдача мегапроекта (Комарчев был прав с определением) запланирована на август 2008 года. Время подгоняет, сейчас на объекте в три смены работает до 100 человек. Размах яхты впечатляет – длина 48 м, ширина – 9,2, высота – 24 м (почти 9-этажный дом на плаву).
Когда наша экскурсия подошла к концу и мы находились в кабинете гендиректора судостроительного Александра Комарчева, за окнами раздался заводской гудок. Тот, что мы слышали в старых черно-белых фильмах.
- Это традиция… Уже 125 лет гудят утром, в обед и вечером, - пояснил Кузьменко.
И добавил:
- Хотелось бы, чтобы в Самуськах появилась еще одна традиция. Для спуска каждого нового корабля на воду должна изготавливаться специальная бутылка на стекольном заводе-спутнике. Теперь у Самуськов не один, а два градообразующих предприятия. Им вместе строить будущее. Следующий шаг развития территории - строительство детского сада, жилья (индивидуального, социального, коммерческого), газификация поселка в его юго-восточной части. Так как на заводах будут работать очень много самусьчан, само собой напрашивается строительство спортивного сооружения, которое должны на себя взять вместе оба завода.
У двух заводов и гудок общий, и территория, и поселок.
Автор: Светлана Шерстобоева.
Источник: Все новости. Томск
Похожие новости: