Выставка “Хрупкое чудо”.
Ноябрь 19, 201214 ноября 2012 года в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике открылась выставка, посвященная старейшему народному художественному промыслу стеклянной елочной игрушки - предприятия “Ёлочка”.
Выставка “Хрупкое чудо”, развернутая в залах Восточного корпуса музейного комплекса “Конный двор”, является первым масштабным проектом подобного рода.
На открытии присутствовали и говорили добрые слова глава Сергиево-Посадского района Владимир Коротков, первый заместитель генерального директора музея-заповедника Галина Суббота, начальник районного управления по культуре, спорту и молодёжной политике Олег Дядьков, многочисленные представители творческой общественности города и района.
Экспозиция дает представление об этапах истории промысла, его современном состоянии, разнообразии направлений, тем и образов традиционной игрушки.
Понятно, что создавая новые виды и формы художники промысла обращаются к традициям национального искусства. Волшебные птицы-сирины, златогривые кони, морозные узоры на шарах и подвесках как будто сошли с фигурных пряников, росписных платков, деревяных орнаментов.
Особое место занимают комплекты игрушек, посвященные теме Рождества Христова, в которых клинские художники воплотили свои представления о светлом празднике.
Разнообразная по характеру воплощения роспись игрушек подчеркивает лёгкость объемных стеклянных форм, создавая ощущение нарядной красочности.
Был открыт и мастер-класс по росписи ёлочных шаров.
Историческая справка
Привычка украшения домов зелёными ветками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными игрушками, известны в некоторых Германских княжествах в первой половине XVI века. В России указ Петра I о праздновании Нового года по-европейскому стилю, устанавливал около домов и на воротах “учинить некоторое украшение из дерев и веток сосновых и можжевеловых”.
Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.
Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу.
Покупные игрушки из разноцветного стекла, картона, ваты привозились, в основном, из Германии.
Залежи кварцевого песка, являющегося основным сырьём для производства стекла, способствовали раннему развитию в Клинском уезде стекольной промышленности.
Ещё в 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова был открыт завод стеклянной и хрустальной посуды.
Крестьяне, овладев приёмамии навыками ремесла, открывали свои мастерские по изготовлению камушного товара - бус, серёги прочих мелких украшений. На выставке в Конном дворе представлен костюм тульской крестьянки конца XIX века с украшениями, выполненными в технике свободного выдувания стекла.
В те годы в Круговской волости Клинского уезда изготовлением стеклянных бус и серёжек занимались более 200 крестьян. Скупщики отвозили готовый товар на продажу в Москву, а из столицы привозили модные украшения из стекла и ёлочные игрушки заграничного производства, которые служили мастерам образцами для подражания. Об авторском праве по тем временам не задумывались.
В 1929 году праздник Рождества Христова был объявлен “Днём индустриализации” и производство ёлочных украшений в Клинском районе было прекращено.
Политическая обстановка вокруг ёлки изменилась 28 декабря 1935 года, когда в газете “Правда” была напечатана статья кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева “Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку”.
Через три года Постышева расстреляли как врага народа, но ёлку репрессии не затронули, если не считать того, что из рождественской её превратили в новогоднюю.
Начиная с 1936 года в Клинском районе вновь возрождаются артели по производству стеклянных ёлочных игрушек.
В конце 1950-х сократившийся во время войны промысел достиг довоенного уровня, чему способствовало и объединение артелей в фабрики: Высоковскую, Клинскую, Круговскую.
Художественно-стилевая направленность клинского промысла формировалась по больше части стараниями художников Загорского НИИ Игрушки.
В конце 1980-х на базе предприятий Клинского района было создано ОАО “Ёлочка”, каковое и радует больших и маленьких своей новогодней продукцией.
Источник: Радио Посад
Похожие новости: