Коллекция фарфора и стекла XVIII-XXI веков в музее истории Петербурга.
Декабрь 19, 2012В Петровской куртине Петропавловской крепости 18 декабря 2012 года открылась постоянная выставка “Коллекция фарфора и стекла XVIII-ХХI веков” из фонда керамики и стекла Государственного Музея истории Санкт-Петербурга.
Выставка представляет около 5 000 предметов из фарфора и стекла российского и западноевропейского производства.
В фонде керамики и стекла ГМИ СПб хранится 11 500 предметов: декоративные вазы, посуда, мелкая пластика, стеклянная упаковка (стеклотара для молочной продукции, фирменные бутылки для вина и пива, аптечная посуда, флаконы для духов) и т.д. Только малая часть этого обширного собрания демонстрируется на экспозициях и выставках музея. Цель постоянной выставки «Коллекция фарфора и стекла XVIII–ХХI веков» - познакомить публику с лучшими и самыми интересными произведениями из фарфора и стекла из музейного собрания.
Выставка в Петровской куртине рассказывает об истории европейского и отечественного фарфорового и стекольного производства XVIII–ХХI веков, о разных техниках и технологиях, применявшихся на протяжении трех столетий. Она объединила изделия ведущих фарфоровых и стекольных заводов России, Англии, Австрии, Германии, Голландии, Дании, Франции, по праву считающиеся одними из лучших произведений европейского декоративно-прикладного искусства; а также образцы массовой продукции из фарфора, фаянса, керамики и стекла.
Русские фарфор и стекло XVIII – начала ХХ века представлены изделиями Императорского фарфорового завода и крупных частных предприятий — заводов Гарднера, Попова, Батенина, братьев Корниловых, Кузнецова, Сафронова, Дятьковского стекольного завода. В их числе предметы из вседневного сервиза эпохи Екатерины II, декоративные вазы, тарелки, бокалы с видами Санкт-Петербурга; выпущенные заводом Гарднера статуэтки из известных серий «Волшебный фонарь» и «Народы Востока».
Среди продукции заводов Западной Европы выделяются изделия знаменитой английской фирмы «Веджвуд», французской Севрской и немецкой Майсенской фарфоровых мануфактур, датской Королевской фарфоровой мануфактуры и др. Особого внимания заслуживают представленные здесь изделия конца XIX – начала XX века, выполненные в стиле модерн.
Советский период представлен изделиями Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоновсова, Дмитровского, Дулевского, Конаковского заводов и др.
Особого внимания заслуживает коллекция агитационного фарфора 1920–1930-х годов: работы М. М. Адамовича, Н. И. Альтмана, З. В. Кобылецкой, С. В. Чехонина, А. В. Щекотихиной-Потоцкой, и др.; а также мелкой пластики А. Я. Брускетти-Митрохиной, Н. Я. Данько, В. В. Кузнецова, Б. М. Кустодиева, А. Т. Матвеева.
В представленной коллекции есть мемориальные предметы, принадлежавшие деятелям науки, культуры и искусства: Д. С. Лихачеву, А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, М. В. Матюшину и др.
Мемориальную, историческую ценность имеют и памятные подарки, подаренные городу Ленинграду - Санкт-Петербургу на 250-летие и 300-летие зарубежными странами и городами.
Особый интерес вызывает комплекс так называемых «подарков Сталину», поступивший в Музей истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) в 1956 году из Музея Революции. Это напольные вазы, скульптурные композиции, сервизы, бокалы, переданные в дар для главы советского государства организациями и предприятиями Болгарии, Польши, Франции, Чехословакии, а также целого ряда городов Советского Союза.
Похожие новости: