«По нашему стеклу можно бить молотком», — Кадзухико Исимура, президент и генеральный директор Asahi Glass Co.
Апрель 3, 2013Когда начнется конкуренция за африканский рынок и какова сейчас специфика борьбы производителей стекла в разных странах, рассказывает Кадзухико Исимура из Asahi Glass.
Каждый третий автомобиль в мире оснащен нашими стеклами, с ходу начинает беседу, не успев выслушать и первый вопрос, президент и генеральный директор компании Кадзухико Исимура. Asahi Glass — крупнейший в мире производитель архитектурного и автомобильного стекла. В России, как рассказывает Исимура, половина выпускаемых автомобилей оснащена стеклами японской компании. Исимура говорит, что их компания первой из иностранных производителей стекла пришла в Россию: в 1997 г. купила Борский стекольный завод, в 2005 г. с нуля построила под Клином современный завод по производству архитектурного стекла — там стоит крупнейшая стеклоплавильная печь в мире мощностью 1000 т листового стекла в сутки. «Экономическая ситуация в Западной Европе достаточно сложная, а в России продолжается экономический рост, причем весьма внушительными темпами. Это делает Россию весьма привлекательным для нас рынком», — говорит Исимура. В интервью «Ведомостям» он рассказал, какие надежды Asahi Glass связывает с Олимпиадой в Сочи, чемпионатом мира по футболу и развитием Дальнего Востока. В беседе принимал участие Владимир Шигаев, генеральный директор AGC Glass Europe по Восточной Европе.
— Как вас затронули природные катаклизмы, случившиеся в прошлом году в Японии?
— Одно наше производство пострадало от землетрясения, а другое стало жертвой цунами. Наибольший урон был нанесен стекольному заводу Касима (префектура Ибараки) и грузовому терминалу этого предприятия. На полтора месяца было остановлено производство архитектурного стекла. Но у нас много заводов в Азии, так что мы перенаправили оттуда недостающие мощности. Нам понадобилось два месяца, чтобы полностью восстановить производство в Японии в прежних масштабах.
— Как текущий кризис влияет на вашу компанию?
— О конкретных цифрах говорить пока не будем. Влияние есть, и весьма ощутимое. Особенно это касается Западной Европы и архитектурного стекла. Нам приходится достаточно сильно регулировать баланс спроса и предложения. Для этого необходимо сокращать объемы производства, останавливать производственные линии. Например, в Испании. За счет этих действий нам удалось уравновесить баланс спроса и предложения, но этот баланс находится на очень низком уровне. В сфере автомобильного стекла мы считаем, что пострадали меньше наших конкурентов: нам удалось увеличить долю рынка. Например, в 2009 г. стали глобальным поставщиком Daimler Chrysler. Но все равно этого, конечно, недостаточно, чтобы компенсировать влияние кризиса.
— Сколько Asahi Glass инвестировала в Россию?
— С 1997 г. суммарный объем инвестиций превысил $1 млрд.
— Инвестиции уже окупились?
— Борский завод уже окупился, а Клинский начал полностью функционировать только в 2010 г. Мы были вынуждены откладывать пуск части производств из-за кризиса.
— А какая окупаемость заложена?
— (Смеется.)
— Какая окупаемость считается нормальной?
— Это не вопрос одного-двух лет. Это большой объем инвестиций и проделанной работы. Может, конечно, не 10 лет, а меньше.
— Какова доля Asahi Glass на российском рынке?
— В России Asahi Glass занимает около 30% рынка архитектурного стекла и до 50% рынка автостекла. То есть каждый второй автомобиль, сходящий в России с конвейера, оснащен нашими стеклами. В российских компаниях AGC работает 2000 человек из 50 000 работников группы в мире. Все они россияне, включая высшее руководство, для нашей группы это скорее исключение, чем правило. В России пользуется популярностью инновационная продукция Asahi Glass. Особенно энергосберегающие стекла, которые используются в современном строительстве. Учитывая, что в вашей стране скоро будет Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу, мы видим большие перспективы. Помимо обычного стекла при проведении таких мероприятий пользуется спросом выпускаемая нами пленка ETFE. Это продукция химического, а не стекольного дивизиона компании. Например, шатер торгово-развлекательного комплекса «Хан шатыр» в Астане выполнен из нее. А в России мы предложили ее использовать при строительстве одного из стадионов, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу.
— В России вы собираетесь выпускать только авто- и архитектурное стекло?
— В ближайшие годы мы сконцентрируемся только на этих стеклах. В России нет клиентов, которые могли бы потреблять, например, стекла для смартфонов. Они сосредоточены в Азии.
— Тогда все мои вопросы будут касаться авто- и архитектурного стекла. Кто ваши крупнейшие конкуренты в мире и в России?
— В мире в области автомобильного стекла основной конкурент — Saint Gobain Securit. В области архитектурного стекла — Guardian. Но в России у нас очень хорошие позиции. Хотя многие глобальные компании работают и на вашем рынке, но в России стоило бы выделить сильную конкуренцию со стороны локальных производителей.
— Какую долю рынка архитектурного стекла в России занимает ближайший конкурент Asahi Glass?
— У нас около 30%, у них где-то 26%.
— Ожидаете ли вы появления новых сильных конкурентов в России?
— Да. Российские темпы роста так высоки, что все считают, думаю, их привлекательными.
Шигаев: Главная угроза — перепроизводство строительного стекла, потому что в этот бизнес идут сегодня неквалифицированные инвесторы, которые не имеют доступа к современным технологиям. Каждый регион хочет построить свой стекольный завод, как это было во времена Советского Союза.
— Ощущается ли на уровне продаж выход новых конкурентов, например китайской Fuyao Glass?
— Безусловно, она может стать одним из наших конкурентов.
— Удастся ли вам удержать свою долю на российском рынке, когда на него выйдут новые конкуренты?
— Мы считаем, что сможем. В основе нашей уверенности [наши] производственные возможности и то, что мы производим высококачественные продукты с высокой долей добавленной стоимости.
— Кризис 2008 г. сильно повлиял на рынок стекла?
— Рынок уже восстановился. Если исключить шоковый период, то в среднем российский рынок растет на 5% в год, как и было в 2012 г. в сегменте архитектурно-строительного стекла, а автомобильного — еще больше. В России в абсолютных числах объем потребления стекла пока не очень высок. Строительного стекла на одного россиянина приходится около 10 кг в год, а в Западной Европе — 18 кг. Так что потенциал России очень высок.
— Какова доля России в продажах компании?
— Российский бизнес занимает до 10% всего стекольного бизнеса группы.
— Крупнейшие потребители вашей продукции, наверное, США и Китай?
— По автостеклу — Япония, в том числе автомобили, идущие на экспорт. На втором месте — Европа, включая Россию. Далее — Юго-Восточная Азия, а уже потом — Америка.
— Какими активами в России интересуется компания?
— Планов много, но они все на стадии рассмотрения. Мы пока формулируем стратегию расширения и конкретных решений не приняли. Сейчас самый привлекательный рынок — районы вокруг Москвы. Мы прогнозируем расширение рынка на восток и юг, причем говорим не только о России, но и об СНГ.
— Какая у вас стратегия — покупать действующие заводы или строить новые?
— Это зависит от того, в какие регионы мы решим заходить, и от стоимости модернизации или строительства. На наш взгляд, у существующих российских производств есть потенциал развития.
Шигаев: Мы постоянно отслеживаем, как развивается инфраструктура в том или ином регионе. В каком состоянии там газ, электричество, дороги. В каких-то регионах даже нельзя понять, возможно ли в принципе функционирование завода, — нет достоверной информации. Так что наши люди постоянно ездят по стране. Но это не значит, что мы принимаем решение строиться где-то. Решение принимается в Токио, как только оно будет принято — оно будет тотчас опубликовано.
— Что еще мешает развиваться бизнесу в России?
— Думаю, что других препятствий нет. У вас достаточно низкая стоимость энергии, да и другие условия довольно хорошие. Мы с оптимизмом смотрим на российский рынок.
— На Дальнем Востоке активно развивается автомобилестроение, которое будет локализовываться. Интересно ли вам открывать там и свое производство?
— Мы не считаем, что спрос на Дальнем Востоке будет достаточен, чтобы строить отдельный завод. У нас уже есть мощности в Японии и Китае, которые вполне удовлетворят дальневосточный спрос.
— Ряд компаний вроде Burger King решили завоевывать Сибирь: там меньше конкуренция. Конечно, вы работаете в другой сфере. Но насколько вам интересна Сибирь?
— Мы рассматриваем Сибирь как один из важных регионов. Но пока только изучаем этот вопрос.
— Какие сделки М&А планирует компания в ближайшем будущем в России и в мире?
— Нет ни одного проекта, о котором мы могли бы сегодня говорить. В первую очередь [нам] интересны активы на рынках, которые будут развиваться. И Россия, безусловно, в этом списке. Также сейчас мы выходим на рынок Южной Америки, в первую очередь Бразилии. Много возможностей кроется в Юго-Восточной Азии. Вероятно, в отдаленном будущем можно будет говорить и об Африке.
— Какие технологии вас интересуют?
— Нас интересуют области, в которых можно добиться синергии. Недавно мы приобрели немецкую компанию Interpane. У этой сделки два плюса. Во-первых, у нас были довольно слабые позиции на таком привлекательном рынке, как Германия. Во-вторых, у них были развитые технологии по нанесению покрытий на стекло, которые с нашей помощью можно использовать на мировом уровне. В частности, в России мы тоже планируем производить продукты, основанные на синтезе наших и немецких технологий. В настоящее время в подмосковном Клину ведется строительство новой линии производства стекла с покрытием. В концепцию линии заложены как технологии Interpane, так и разработки научно-исследовательских центров Asahi Glass.
— Какова с точки зрения производителей стекла специфика России?
Шигаев: Климат. Россия находится в разных климатических зонах. В одних морозы 40-50 градусов не вызывают удивления, в других царит жара. Требуются многофункциональные стекла, способные эффективно выполнять функции современного остекления в условиях больших перепадов температуры. Другая особенность — высокая сезонность продаж. России свойственны трехкратные цикличные изменения объемов реализации в течение года.
— Заводы в России сейчас работают на самоокупаемости или им нужна финансовая поддержка из Японии?
— В Россию дополнительных инвестиций нет, все поддерживается за счет реинвестирования прибыли.
Биография Кадзухико Исимура:
Родился в 1954 г. в префектуре Хёго (о. Хонсю). Окончил инженерный факультет Университета Токио
——————————————————————————–
1979
пришел на работу в Asahi Glass Company, в 2006 г. возглавил принадлежащий компании завод Канзай (Япония), в том же году стал генеральным менеджером подразделения электроники и энергетики Asahi Glass Company
——————————————————————————–
2008
директор, президент и главный операционный директор Asahi Glass Company
——————————————————————————–
2010
директор, президент и главный исполнительный директор Asahi Glass Company
Уникальное стекло
«Мы считаем себя очень инновационной группой компаний. И уверены, что в первую очередь должны лидировать по уровню технологий. Недавно мы разработали уникальный продукт – стекло толщиной 0,7 мм, выдерживающее нагрузку в 40 кг. Оно называется Dragontrail. По нему можно спокойно бить молотком. Телефонам и прочей электронике, где применяются такие стекла, не страшны падения на твердый пол – оно не разобьется и почти не поцарапается», – рассказывает Исимура. Он не называет заказчиков нового стекла, говорит лишь, что это производители смартфонов и планшетников. Dragontrail будет использоваться и в сенсорных панелях автомобилей.
Asahi Glass Company (AGC)
Акционеры: 87,42% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – The Master Trust Bank of Japan (5,96%), Japan Trustee Services Bank (5,25%), 2,62% – казначейские акции.Капитализация – $7,87 млрд.
Финансовые показатели (2012 г.):
выручка – $14,9 млрд,
чистая прибыль – $549 млн.Основана в 1907 г. сыном второго президента Mitsubishi Corporation Тошией Ивасаки. Производит стекло, мониторы для электроники и электротехники, пластиковое оптоволокно и другую химическую продукцию.
Антон Осипов
Источник: Ведомости
Похожие новости: