«Омск-стеклотара» хочет взыскать с Sklostroj Turnov CZ 42,077 миллиона евро.
Февраль 27, 2014Судебное разбирательство между ООО «Омск-стеклотара» и компанией Sklostroj Turnov CZ, s.r.o., головной офис которой расположен в чешском Турнове, должно было начаться в Арбитражном суде Омской области на минувшей неделе, 20 февраля, но было отложено по ходатайству чешской стороны. Пока лишь понятно, что дочерняя структура холдинга «КСЕ», владеющего несколькими заводами стеклотары, настаивает на расторжении подписанного еще в сентябре 2007 года договора с поставщиком технологического оборудования и возврате уплаченных по договору денег. Московские юристы, представляющие интересы чешского предприятия, только пожимают плечами. По их мнению, спор вообще не в компетенции омского арбитражного суда. Если, мол, у ООО «Омск-стеклотара» возникли претензии, то пусть обращается в Международный арбитражный суд при Палате экономики Австрии.
Два завода
В 2007 году, напомним, стартовали почти одновременно два инвестпроекта по строительству заводов стеклотары в Омской области. Завод ООО «Омск Стеклотара» (входит в ассоциацию «РусьСтекло») был построен на окраине Омска в срок и давно работает. Второй завод, инвестором которого выступало на первоначальном этапе ЗАО «Клин-стеклотара» (дочерняя компания той же группы «КСЕ»), планировалось возвести на окраине райцентра Кормиловка. Как сообщали тогда «КВ» со ссылкой на официальную информации Омской ТПП, общие инвестиции в реализацию проекта в Кормиловке оценивались в 52 млн евро. ЗАО «Клин-стеклотара» обещало выделить 9,9 млн евро, а остальные деньги рассчитывало занять на длительный срок в АО «Чешский экспортный банк». Ввод оборудования в эксплуатацию предполагался поэтапный. На втором этапе (в 2009 году) объем выпуска должен был составить 353 млн бутылок в год, а позже завод планировал увеличить производительность до 700 млн бутылок в год.
Намерение начать строительство стекольного завода в Омской области было высказано еще летом 2006 года во время приезда в Омск делегации представителей бизнеса Чешской Республики. А старт проекту дал трехсторонний меморандум, подписанный президентом Чехии, омским губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и представителями группы «КСЕ». Нетрудно догадаться, что чешская сторона брала на себя финансовые обязательства с условием, что технологическое оборудование будет приобретаться у чешского же производителя. Впрочем, в возможностях компании Sklostroj Turnov CZ, которая специализируется на стеклоформовочных машинах, никто и не сомневался. Предприятие из Турнова известно со времен дружбы ЧССР и СССР. В 70–х годах чехи установили в Советском Союзе десятки производственных линий для изготовления стеклотары.
Проблемы временного характера
С заводом в Кормиловке, мягко говоря, что-то не задалось изначально. В ноябре 2009 года, когда печь ООО «Омск-стеклотара» должна была в полном объеме выплавлять стекло, портал областного правительства «Омская губерния» сообщил, что пуск этой первой печи состоится только в 2010 году. А сейчас, мол, практически завершено возведение административного корпуса, выполнен фундамент под производственный корпус и ведется капитальный ремонт железнодорожных подъездных путей. Однако в конце 2010 года министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ заявил на пресс-конференции, что строительство стекольного завода в Кормиловском районе движется медленнее, чем предполагалось. А причина банальная — нехватка средств у инвесторов.
— Пока в Кормиловке строительство идет не очень высокими темпами. В основном там занимаются возведением обеспечивающих помещений. До сих пор не найдено достаточного объема финансирования, кредитной массы. Группа компаний, которая этим занимается, одновременно запускает несколько заводов. Я так понимаю, что кредитные ресурсы распределены на другие предприятия, имеющие большую степень готовности, — пояснил омским журналистам глава регионального минпрома.
Последняя информация о том, как движется проект по строительству завода стеклотары в Кормиловке, просочилась в омские СМИ летом 2012 года. Тогда в областном минпроме побывали представители группы компаний «КСЕ», и областные власти, удовлетворенные переговорами с инвестором, громогласно заявили, что строительство завода скоро будет возобновлено, а случится это радостное событие не позже чем в первом квартале 2013 года. Но и этим планам инвестора не суждено было сбыться.
А деньги где?
Исковое заявление от ООО «Омск-стеклотара» о расторжении контракта с чешским Sklostroj Turnov CZ поступило в Арбитражный суд Омской области в октябре 2013 года. 16 октября иск был принят к рассмотрению и назначено предварительное судебное заседание. 15 ноября к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «Чешский экспортный банк», которое заключало с ООО «Омск-стеклотара» кредитный договор с целью оплаты оборудования для изготовления стеклотары. В случае расторжения контракта банк имеет право потребовать досрочного погашения кредита, поэтому высказал большую заинтересованность в том, чтобы поучаствовать в споре.
В начале февраля 2014 года ООО «Омск-стеклотара» уточнило свои исковые требования и попросило суд не только расторгнуть контракт с компанией Sklostroj Turnov CZ, но и взыскать с ответчика 42,077 млн евро предоплаты и 1,299 млн евро пени за просрочку исполнения договора. А московские юристы, представляющие интересы Sklostroj Turnov CZ, в ходе январского предварительного судебного заседания заявили ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения. По их мнению, стороны согласовали в контракте арбитражную оговорку, согласно которой все разногласия решаются по-английски в арбитраже города Вены. Российский арбитраж по мнению ответчика не является исключительным компетентным арбитражным институтом для разрешения споров, вытекающих из контракта. Спор может рассматривать только Международный арбитражный суд при Палате экономики Австрии.
Судья Анатолий ГУЩИН ходатайство чешской стороны отклонил ввиду неисполнимости арбитражной оговорки. Мол, в оговорке указано лишь, что разногласия между сторонами контракта решаются в арбитраже города Вены. Ни указаний на страну, где находится Вена, ни указаний на Международный арбитражный суд при Палате экономики Австрии в тексте контракта нет. А «исполнимость арбитражного соглашения предусматривает его ясную формулировку, которая позволяет установить истинные намерения сторон арбитражного соглашения в отношении органа по разрешению спора». Лучшим местом для рассмотрения спора, по мнению судьи ГУЩИНА, является как раз Арбитражный суд Омской области поскольку город Омск, если судить по тексту контракта, является местом передачи товара от продавца к покупателю.
Тем не менее суд уступил напору ответчика, который еще надеется на перенос спора в Австрию, и первое заседание, назначенное на 20 февраля, отложил на 5 марта. Может быть, к тому времени станет немного яснее, куда же пропали 42 млн евро, выделенные Чешским экспортным банком на закупку оборудования для завода в Кормиловке, и почему ООО «Омск-стеклотара» терпело целых 6 лет, прежде чем обратилось в суд с иском к недобросовестному поставщику.
Источник: Коммерческие Вести
Похожие новости: