Выставочный проект «Дыхание времени. Моисеенко С.К.»
Май 10, 2017В 2017 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли продолжается выставочный проект «Дыхание времени».
В течение года зрители музея знакомятся с творчеством ведущих новгородских художников.
Продолжает проект выставка памяти художника Степана Карповича Моисеенко (1922-1998) из фондов музея, на которой представлены изделия из стекла.
Выставка открылась 4 мая и продлится до 28 мая 2017 года.
Степан Карпович Моисеенко родился 12 октября 1922 г. в с. Курово Брянской области в многодетной семье. С 1942 года воевал на Брянском, I Белорусском фронтах. В 1944 получил тяжелое ранение. После госпиталя - снова фронт – Карельский. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Заполярья», «За Победу над Германией». Выпускник Елецкого художественного училища, участник областных, зональных, республиканских выставок и международных ярмарок Франции. С 1964 года член Союза художников РСФСР. В 1977 году – первым из Новгородцев был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». Моисеенко — один из старейших новгородских мастеров художественного стекла. 33 года он работал на чудовском стеклозаводе «Восстание», создал за эти годы немало замечательных произведений из стекла и хрусталя.
С.К. Моисеенко как один из первых художников, пришедших работать на стекольные заводы страны еще в 50-е годы, тоже стоял перед нелегким выбором: подчиниться технологии производства или суметь подчинить ее себе, своим замыслам и планам. В большинстве его образцов для массового производства ему удалось именно второе, когда работы технологичны, но при этом столь своеобразны и непосредственны, что в них ясно чувствуется личность художника, его многогранное отношение к жизни. Его творчество отличается ярким разнообразием, не поддающимся «заковыванию» в рамки, диктуемые станками и жесткой технологи¬ей, постоянно меняется соответственно душевному состоянию и новому опыту художника. Среди его изделий встречаются, пожалуй, абсолютно все формы, когда-либо используемые на заводе «Восстание», причем многие — его выдумка его детище. Постоянный поиск нового и вместе с тем последовательное продолжение лучших традиций русского стеклоделия характеризуют творчество этого художника.
Еще в 60-е годы С.К. Моисеенко вслед за ведущими мастерами стекла страны начал работать над идеей создания комплектов, сервизов, приборов для десерта, компота, кваса, вина, создавая функциональные, но и очень выразитель¬ные произведения. Работать над многопредметными ансамблями «стекольного стола» он будет потом всю жизнь, в той иной степени делая их, то более утилитарными, то более декоративными. Вариации форм увлекали его поистине неограниченными возможностями, а общая мысль делала все предметы едиными. Все они, от графина до самой маленькой рюмочки в наборе, были похожи друг на друга, словно состояли в родстве, и, тем не менее, отличались высотой и объемом.
Среди работ новгородского мастера и простая обиходная посуда — фужеры, рюмки, приборы для воды, сервизы, предметные посудные ансамбли, сувениры, изделия из гутного стекла и произведения малосерийные, уникальные. Художника привлекает цветной и бесцветный хрусталь, цветное и молочное стекло, самые разнообразные приемы и техника обработки материала — алмазная грань и пескоструйная обработка, гравировка и лепнина.
В его работах заметно, постоянное стремление к пластической выразительности и глубокой содержательности произведений, любовь к русской земле и культуре русского народа. В природе и народных мотивах находил он созвучие своему творчеству. Для произведений С.К. Моисеенко, как мастера высокого класса, характерны вдумчивое отношение к жизни, отточенность форм, безошибочно найденное соотношение пропорций любого предмета и массы объемов, гармония цвета. Произведения его классически ясны и красивы, и вместе с этим очень современны. Это как бы «вещи для общения», рассчитанные на своеобразный диалог со зрителем. В них старый художник вложил свою мудрость и огромный жизненный опыт, всю свою любовь к людям и миру вокруг, и, когда находишься наедине с ними, то кажется, они оживают, как вещи в сказках Андерсена, чтобы рассказать нам каждая свою драматическую историю.
Источник: museum.ru
Похожие новости: