Стекольная промышленность Беларуси возвращается к росту и рассчитывает на дальнейшее развитие.

Май 31, 2018

skripko.jpgС 2009 года производители стеклянной тары вошли в череду непростых лет: часть компаний не справилась с кризисом и была вынуждена уйти с рынка. Некоторые аналитики заговорили о системной неконкурентоспособности отрасли, а другие заключили, что в этом бизнесе слишком много госактивов, тогда как государство неспособно быть эффективным собственником.

Иначе считает руководитель ОАО «Гродненский стеклозавод» Юрий Скрипко. В интервью «БР» топ-менеджер выразил убежденность в том, что экономическая эффективность отрасли зависит не от формы собственности компаний, а от профессионализма работников и их мотивации, а также от рамочных условий, в том числе в части обеспечения сырьем, создания равных условий конкуренции, противодействия контрафакту. Именно такой поддержки от государства — роли «невидимой руки» — ждут сегодня стекольщики, и, к слову, условия уже меняются к лучшему.

— В 2007—2009 годах наблюдался бурный рост мощностей заводов по производству стеклянной тары, так как именно в этот период стал существенно расти спрос на нее. В дальнейшем финансовый кризис и некоторое изменение государственного регулирования рынка алкогольных напитков привели к увеличению импорта стеклотары, что вызвало снижение объемов производства стекольной продукции с 2012 года. С тех пор остановлены СЗАО «Белевротара», стеклозавод в Гомеле, владельцем которого стало ОАО «Гомельагрокомплект». С 2016 года в стадии ликвидации находится СЗАО «Стеклозавод Елизово», имущественный комплекс которого Гродненский стеклозавод приобрел на торгах 11 апреля текущего года.

С 2017 года стеклотарная отрасль, преодолевая трудности, вернулась к росту. Этому во многом поспособствовал принятый указ от 28.09.2016 № 350. Данный нормативный акт поддержал спрос на отечественную продукцию на внутреннем рынке.

Тем не менее трудности остались. Так, согласно указу, поставщики и производители стеклотары обязаны заключать с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» договоры об организации сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и их упаковки и перечислять на его счет средства в виде, как мы его называем, экологического сбора. При этом в ряде случаев организации-импортеры освобождаются от платы за сбор и обезвреживание отходов, что позволяет им сохранить ценовую конкурентоспособность.

Сказывается и тот факт, что себестоимость производства стеклянной тары в Беларуси все-таки выше, чем, например, в России. Есть разница в тарифах на газ, которая, как ожидается, сохранится до 2025 года. Немалую лепту внесла девальвация российского рубля. В результате значительное количество винно-водочных предприятий отдают предпочтение импортной таре.

Да, мы все еще испытываем трудности из-за лазеек, которые нашли импортеры, чтобы уйти от уплаты экологического сбора. Проблемой является и отсутствие некоторых видов отечественного сырья. Приходится импортировать кальцинированную соду и прочие вспомогательные материалы. Вопрос можно решить, если организовать в Беларуси производство кальцинированной соды. С 2016 года этот вопрос неоднократно обсуждался на уровне правительства, и мы надеемся, что в скором времени данный проект все-таки будет реализован, например, на базе отечественного калийного комбината.

Мы видим, что ситуация меняется в лучшую сторону. Ожидаем, что в скором времени будет внедрена система залоговой стоимости тары и решен вопрос ее оборачиваемости. Это повысит в том числе экологическую культуру и качество жизни в стране.

Государство многое делает для того, чтобы белорусская продукция стала конкурентоспособной и востребованной, но и нам, стеклозаводам, не следует забывать, что мы должны уметь выживать в постоянно изменяющихся условиях, порой в режиме жесточайшей конкуренции.

Неплохим стратегическим подспорьем для нас стало бы создание в рамках ЕАЭС равных условий для работы белорусских и российских стекольных компаний. Мы за одинаковые тарифы, пошлины, тогда и игра будет вестись по одинаковым правилам и не придется защищать свои внутренние рынки нетарифными методами.

— Юрий Анатольевич, что ответите тем, кто не верит в эффективность госсобственности в стекольной отрасли?

— Мы часто сталкиваемся с утверждением критиков, что только частная собственность может быть «правильной» основой рыночных отношений. Однако, как свидетельствует опыт многих развитых стран, цивилизованный, здоровый рынок опирается на полиморфизм собственности. В данном случае понятно, что сердце рынка — это конкуренция с большим количеством субъектов разных форм собственности. К собственникам рынок безразличен. Принципиальны только подход компаний к продажам товара, гибкость производства, цена продукции и потребительский спрос на нее — классические факторы рынка.

— Как оцениваете некоторые ноу-хау вроде распространения тароматов и включения залоговой стоимости бутылки в ее цену для потребителя разлитого продукта?

— Тароматы — это прекрасная альтернатива сбору в заготовительных пунктах. К тому же расположение этих автоматов в магазинах еще и удобно.

Пока не приходится говорить о том, что система залоговой тары будет внедрена уже завтра. Остается много нерешенных вопросов. Они наверняка будут рассмотрены в том числе с участием экспертов. Тем не менее, исходя из опыта других стран, могу предположить, что появление залоговой стоимости позволит вернуть в оборот до 70—80 % стеклянной тары. Данная мера значительно уменьшит объемы захоронения стекла, поможет собрать ценные для переработки ресурсы (не только стекло, но и жесть, алюминий, бумагу, ПЭТ), снизит расходы бюджета на решение экологических проблем. Изменятся привычки в обществе: население будет более активно заниматься ресурсосбережением.

— Каковы перспективы оборачиваемости стеклотары в нашей стране и насколько серьезно вторсырье может пополнить ресурсную базу стекольных заводов?

— По данным ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», в последние годы потребление стеклобоя на территории Беларуси увеличилось, в том числе в 2017 году — на 21 тыс. т.

Оборачиваемость стеклотары можно условно разделить на два направления: переработка стеклобоя для изготовления новой стеклянной тары (банок, бутылок и другой посуды) и повторное использование стеклотары после дезинфекции. Первый вариант довольно эффективный, в том числе в части удешевления тары, сокращения потребления природных ресурсов, снижения производственных затрат. Количество циклов переработки ничем не ограничено. К возможным трудностям относится только сортировка цветного и прозрачного стекла, а также его транспортировка.

Второй вариант тоже хорош, однако, противодействуя контрафакту и стараясь выделиться на магазинных полках, многие отечественные производители ликеро-водочных изделий используют эксклюзивные бутылки. Организовать сбор и сортировку такой тары по всей стране весьма трудно и затратно, поэтому дешевле использовать новую стеклобутылку.

Мы заинтересованы в повторном использовании качественного стеклобоя. На нашем предприятии в составе шихты для производства стекла уже используется от 30 до 70 % стеклобоя в зависимости от типа и цвета выпускаемой стеклянной бутылки. Каждая тонна переработанного стеклобоя экономит 1,2 т природного сырья, а это фактически импортозамещение.

К слову, Гродненский стеклозавод заботится об экологической ситуации, берет на себя социальную ответственность за повышение экологической культуры населения. Подтверждением тому стала золотая медаль, полученная предприятием на республиканском конкурсе «Бренд года» в номинации «Социально ответственный бренд» в категории «Защита окружающей среды».

— Готовы ли модернизироваться? Насколько интересны стекольные заводы, в том числе ваш, потенциальным инвесторам?

— Сейчас почти все предприятия стекольной отрасли Беларуси испытывают дефицит оборотных средств, а также средств на проведение реконструкции и модернизации производственных мощностей. Это сдерживает рост объемов производства и освоение новых видов тары (облегченной, просветленной и др.), что помогло бы успешнее конкурировать на рынках.

При этом у нас есть прекрасные профессиональные кадры, хорошо работающее производство, налаженные каналы поставки и выгодное географическое положение. Обнадеживает и то, что в мире практически повсеместно растет популярность стекла. Мировой рынок алкогольной продукции следует правилу: лучшие напитки — в стекле. Думаю, мы тоже к этому придем, а значит, есть пространство для значительного роста потребления стекла. Следовательно, есть и предпосылки для привлечения перспективного инвестора, обладающего финансами, передовыми профильными технологиями и рынками сбыта.

Мы развиваемся, не боимся трудностей. И в Гродно, и в Елизово есть грамотные, работоспособные кадры, которые решают все! Надеюсь, уже в скором будущем мы узнаем о новых достижениях отечественных стеклозаводов.

Источник: Беларусы и рынок


Похожие новости:


Поделиться новостью:Версия для печати:

Печать Печать


Сохраните ссылку на эту страницу:
QR Code: Стекольная промышленность Беларуси возвращается к росту и рассчитывает на дальнейшее развитие.
Вы можете сохранить ссылку на эту новость в своем мобильном устройстве. Большинство современных мобильных устройств имеют либо встроенный сканер, либо поддерживают программы для сканирования QR-кода.