«Никольск — хрустальное сердце России».
Август 9, 2018В Губернаторском доме во втором корпусе Пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого состоялась презентация зала, где будет выставляться постоянно меняющаяся экспозиция предметов из огромной — более 5 тысяч экспонатов — коллекции Никольского музея стекла и хрусталя. В среду, 8 августа 2018 года, в этом зале открылась выставка «Никольск — хрустальное сердце России».
— Мы не так часто вывозим из Никольска наши хрупкие изделия, так как боимся за их сохранность, — рассказала заведующая Никольским музеем стекла и хрусталя Ольга Панюшкина. — Упаковываем их тщательно, а экспонаты 18-го и 19-го века мы вообще не берем. Но судить по уникальности нашего музея можно и по представленным на выставке изделиям начала 20-го века, начиная с 1908 года и до 90-х годов, когда закрылся никольский завод «Красный гигант». Выставка призвана вызвать интерес у людей и желание посетить наш музей, чтобы увидеть красивейшие вещи нашей богатой коллекции.
На выставке представлены разнообразные предметы — салатницы, бокалы, вазы, сервизы, флаконы для духов, сырницы, шкатулки и сахарницы поразительной красоты. Очень необычны, к примеру, изделия Владимира Авилова с кобальтовым нацветом. Он приехал в город в годы войны и, хотя работал в отделе кадров, настолько полюбил хрусталь, что придумывал формы и рисунки для изделий, которые изготавливали на заводе на протяжении нескольких лет.
— Никольские мастера были всегда талантливы и до сих пор они создают непревзойденные по красоте изделия, — подчеркивает Ольга Панюшкина. — На территории бывшего «Красного гиганта» ныне действует «Бахметьевский хрустальный завод» и там продолжают традиции никольских мастеров алмазной грани. Им доверяют правительственные заказы.
Можно бесконечно рассматривать изделия из молочно-розового хрусталя Виктора Ежова, кобальтовый рог Ивана Сидорова — иск хрустальной моды 1979 года, или необыкновенные изящные предметы династии мастеров Ложкиных. У художников Николая Прилепкина и Елены Дубской современный взгляд на хрусталь, который повлиял на ассортимент продукции: сберегая традиции, они дополняли их авангардным стилем. Сочетание тончайшей матовой гравировки и блеска традиционной алмазной грани создает необыкновенный эффект. Очень хороши копии музейных образцов 19-го века, к примеру «Охотничий набор» художника Виктора Ежова. Но мастер внес свою изюминку, взяв другой рисунок.
На открытии выставки презентовали и новое издание альбома «Никольский музей стекла и хрусталя» (предыдущий был издан в 2013 году). Он доработан новыми иллюстрациями из современной экспозиции музея, пополняющейся благодаря проходящим в Никольске симпозиумам стекла и хрусталя. Авторство большинства статей принадлежит бывшему директору музея, историку, краеведу Валентине Головой. В новое издание вошли также материалы директора галереи Кирилла Застрожного.
Выставка будет работать в течение полугода.
Источник: Сетевое издание «Информационный центр «Пензенская правда»
Похожие новости: